История

    Ш Т У Л                            штул хуьр

     

        Одно из старинных сел Курахского района. Как рассказывают старожилы, когда-то село имело название Рагаллай хюр («село на скале»), а название Штул оно получило позднее.

        Некоторые сельчане связывают это с прибытием в село в Х1-Х1 веках миссионеров-суфиев. Первую группу  арабов настигла жестокая участь, горцы их невзлюбили и убили. Через некоторое время пришли другие. Почему-то рагалайхюрцы их оставили в покое, однако им не разрешили жить в селе. Тогда пришельцы облюбовали себе гору Штин рядом с селом и расположились там. Потом они перебрались к «Ишен булаху» (роднику). Когда отношения с горцами превратились в дружественные, они  окончательно переселились в село Рагалай хюр.

        Суфисты себя считали ишанами, то есть шейхами, муршидами. Поэтому требовали от местного населения, чтобы их так и называли - ишанами. По этой причине все что было связано с пришельцами – ишанами получили название: Ишен тул, Ишен буллах, Ишен пад, Ишен кам, Ишиг там. После присоединения пришельцев с местными населением образовалось большое село (до 300 хозяйств) и оно получило название Ишантул. В последствии слово претерпело некоторые изменения и оно преобразовалось в Штул.

         Необходимо отметить, что группа миссионеров оказало огромное влияние на бытовую жизнь, духовную культуру горцев. В ХVII-ХIХ веках село Штул становиться духовным центром в Кюринском округе, куда приезжают учиться в медресе и у алимов из всех аулов Кюринского, Самурского округов, Кубинского уезда. Из Штула вышли крупные ученные-арабисты, мыслители. Они получили известность и за пределами Страны гор.

         Еще одним ремеслом был известен Штул. Здесь с давнишних пор работали мастера оружейных дел и они совместно с шиназцами обеспечивали войска горцев оружием.      

         Штульцы имели огромные владения. Территория села простиралась с горы Юрф до горы Питан, и с востока к западу от крепости Курд до реки Курах. На их территории находились два лесных массива, тысяча гектаров пастбищ, сенокосов, пашен, альпийских лугов, садов.

         Село делилось на пять магалов и каждый имел свою мечеть. Жители состояли из семи тухумов: Палачар, Кванцилар, Царуяр, Хипитар, Сефияр, Саркумар, Галибялар.

         До 30-х годов ХХ века в селе действовало медресе Тагир-эфенди. Учились там и горянки.Им арабскую грамоту преподавала женщина по имени Эсли.

         Революция 1917 года принесла немало нового и в горный аул Штул Кюринского округа. Рабочие-нефтяники зарабатывающие себе на жизнь на предприятиях  г.Баку становились активными участниками строительства советского строя в селе и в округе. Среди них получили известность коммунисты Мисри Ибрагимов, Навруз Керимов, Сефербег Бабаев, ЧiатI Магамед, первые комсомольцы Мелик Гасанов, Алибег Селимов, Халил Халилов, Рамазан Исабеков, Магомед Казиев, Рамазан Халилов.

         Заметный след в истории оставил выдающаяся личность, большевик, соратник В.И.Ленина, И.В.Сталина Магомед (Михаил) Лезгинцев, который в годы гражданской войны занимал пост главного финансиста Красной Армии, а после еще выше поднялся по служебной лестнице.

         В 1926 году в селе открыли (в частном доме) начальную школу. В 1930 году для нее построили новое здание. Сельских детей и безграмотных взрослых обучали первые учителя села Агабала Ахундов, Абдулрагим Исаев, Мелик Гасанов, Эседулах Ибрагимов, Шариф Гамидов, Мирзамагомед Азизов, Гарунбек Тагиев, Махмуд Эфендиев. Ахундов несколько лет руководил и редакцией районной газеты.

         В 1933 году образовали колхоз. В годы становления коллективного хозяйства во главе его стояли Эседуллах Ибрагимов и Ярали Насруллаев.

         Долгие годы должность председателя сельского Совета занимали достойные и отважные женщины Гулисим Гасанова и Гевхер Казиева. В Штульский Сельсовет тогда входили и села Цилинг, Кумух, Кутул, Ашахюр. Во время избирательных компаний жители всех сел с музыкой, флагами, транспарантами собирались в Штуле, радовались, пели песни, танцевали, организовали конкурсы, соревнования.

         В 30-40 годы большой вклад в дело сбора фольклора лезгинского народа внесли образованные люди того времени, большие любители и ценители литературы сыновья Тагира-Эфенди Абдурахман и Ахмед.

         Среди тех,  кто первым получил хорошее образование, был и Муса Гаджиметов.

         Война Советского Союза с фашистской Германией принесла много горя и лишений и штульцам. Около 300 человек ушли на фронт, многие погибли, пропали без вести, в село вернулись, можно сказать, одни калеки. Все село работало на фронт. Женщины вязали шерстяные носки, мужчины шили тулупы и отправляли воинам-защитникам. Многие сельчане помогали фронту чем могли. Так, Муслим Курбанов подписался на заем стоимостью 100 тысяч рублей, за что получил поздравительную телеграмму от И.В.Сталина.

         В послевоенный период энтузиасты села, активные члены художественной самодеятельности  создали театральную группу и в 1951г. в  коридоре школы показали сельчанам свой первый спектакль «Если не это, то другое».Главные роли исполняли Мавлудин Насруллаев и Магамедсалих Эфендиев.

         Они часто выступали перед трудящимися с концертами. Славились и ашуги Идрис, Али Гасана,

Гаджикули, Кариб. Али и Кариб были прекрасными мастерами по изготовлению чунгуров. Кроме животноводства и земледелия штульцы занимались ремесленничеством. Большой спрос имели ковры Шамсият Шамхаловой, продукция из железа, дерева, глины мастеров Кенбера, Давуда, Магомеда, Жамала.

         Гордостью штульцев также является талантливый, умелый организатор, руководитель Сиражудин Умаров.  С 1974 года он руководил Дербентским консервным комбинатом и коллектив под его руководством достиг очень огромных успехов. Дербентский консервный комбинат неоднократно отмечался переходящими Красными знаменами Министерства пищевой промышленности РСФСР и ЦК профсоюза отрасли, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС, ЦК КПСС СССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР. Его имя было занесено в «Золотую Книгу Почета» Министерства пищевой промышленности РСФСР. А самого Сиражудина Шамсудиновича наградили двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд», Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР и ДАССР. Его несколько раз избирали депутатом городского Совета и Верховного Совета ДАССР. С.Ш. Умаров сделал очень много полезного и для г. Дербента, и для Курахского района, и для рабочих предприятия.

          Популярность пользовалась также женщина поэтесса Хатур. Ее песни передавались из уст в уста. К сожалению, никто не записывал ее стихов и ее творчество осталось незамеченными.

          Значительную роль в развитии экономики, соцбыта села сыграл колхоз. На трудодни колхозники получали зерно, мясо, сыр, масло. Колхоз тогда имел мелкого рогатого скота более 30 тысяч, крупного рогатого – 300, волов-120, лошадей- 150.

          Не прошел процесс миграции мимо штульцев. За последние сорок лет из Штула за благополучной жизнью отправились более 250 семей. Больше половины их обустроились  в пос. Белиджи, сел.Нюгди, Касумкент, в городах республики. На данный момент на старом месте, где когда-то находился Рагалай хюр, осталось 12 хозяйств. 70 семей  построили себе новые дома в местечке «Хандак» возле трассы Касумкент- Курах. Там сейчас действуют неполная средняя школа, администрация села, Дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт, отделение почты.     

http://mfcrd.ru/
http://05.mchs.gov.ru/
http://dagproc.ru/
http://kremlin.ru/
http://www.duma.gov.ru/
http://president.e-dag.ru/
http://www.culture.ru/
http://волонтёрыпобеды.рф/
https://pamyat-naroda.ru/
https://rosreestr.ru/site/